Довольно часто случается так, что желания ребёнка не совпадают с возможностями родителей или с насущной необходимостью. Знакомая ситуация для многих: мама уставшая и голодная приходит с работы, а маленький сын сразу же требует от неё поиграть во что-то очень интересное. Принято считать, что в таком случае есть два выхода. Первый – урезонить ребёнка и заняться своими делами; второй – уступить желанию ребёнка.
На войне как на игре
И в первом и во втором случае одна сторона будет выигравшей, другая проигравшей. Но есть способ оставить в выигрыше обоих. Для этого родителю необходимо проявить смекалку и выдумку. Самым лучшим в данном случае будет игра. Особенно, если предложенная вами игра будет продолжением начатой ребёнком.
Например, сын играет в танки. Вы, присоединившись к его игре, заявляете, что у вашего танка кончается топливо, необходима срочная дозаправка, иначе танк перейдёт в руки врага, потому что станет не боеспособным. Согласитесь, на войне это весомый аргумент.
В подавляющем большинстве случаев ребёнок охотно соглашается заправить не только мамин, но и свой танк.
Лягука, дай кетю!
Другая ситуация с ребёнком помладше: малыш категорически отказывается ходить на горшок. Мочится в штанишки, плачет, когда его ругают, но продолжает делать своё. Хорошо иметь на такой случай горшок в виде какого-нибудь животного плюс конфеты или витаминки (лакомство, которое любит ребёнок). В нашем случае будет горшок-лягушка и шоколадные конфеты. Мама тоном заговорщика обращается к ребёнку: «Пойдём, попросим у лягушки конфеты! Я знаю, что наша лягушка даёт конфеты тем деткам, которые ходят на горшок». Ребёнок сомневается, но любопытство преобладает, и он идёт. Садится на горшок, делает свои дела (конфет-то хочется!), а мама тем временем незаметно подкладывает конфету где-нибудь поблизости и удивлённо восклицает: «Ой, смотри, что это? Это же наша лягушка принесла!» Ребёнок с радостью берёт конфету и рассказывает всем, какая у него лягушка. Вскоре, сам садясь на горшок, он требует: «Лягука, дай кетю!» Здесь одновременно решается две задачи: приучение к горшку и закрепление положительного эмоционального опыта.
Ложка – Сашеньке, ложка – Дашеньке
Другая знакомая всем мамам ситуация: малыш не хочет кушать, кормление становится мучением для всех. Можно, конечно, отправить ребёнка из кухни с условием, что никаких перекусов до обеда не будет, но не факт, что это сработает. Самым правильным было бы пожаловаться ребёнку на непослушного зайчика или куклу (его любимую игрушку), что он/она не хочет кушать, и попросить его помочь накормить проказника. Садим за стол игрушку, садимся с ребёнком рядом и начинаем играть: «Кукла, как тебе не стыдно! Мама старалась, готовила вкусную кашку… Вот даже Сашенька кашку кушает, правда, Саша? Саш, покажи ей, как ты кашку кушаешь!» В этот момент мама, забалтывая дочку, кормит её кашей. Можно сочинить прибаутку: «Эта ложка Сашеньке (ребёнку), эта ложка Дашеньке (кукле)». При этом хорошо простимулировать ребёнка: «Вот Сашенька свою кашку почти скушала, она получит конфетку, а ты, Даша, кашку не ела – конфету не получишь».
Борщ со вкусом мороженого
Есть ещё вариант решить проблему с питанием. В зависимости от возраста ребёнка и его уровня развития можно немного пофантазировать. На столе стоят тарелки с первым блюдом. Мама говорит ребёнку: «Я сегодня на обед борщ не буду кушать, а ты хочешь борщ?» Попробуйте себе представить ребёнка, который скажет «да». Довольно сложно, согласитесь. Итак, малыш тоже отказывается есть «этот противный борщ». Мама, слегка прищурив глаза, продолжает мечтательно и пробует из своей тарелки: «Я буду кушать сладкое мороженое! Просто оно растаяло, пока его несли из магазина. Зато оно с вишнёвым джемом. Интересно, а с каким джемом у тебя?» Если к этому моменту ребёнок не попробовал своё «мороженое», мама сама пробует еду в тарелке ребёнка и с видом знатока заявляет: «Нет, это совсем не вишнёвый джем. Странно, вроде бы всё мороженое было из одной коробки…» Пробуя попеременно «мороженое» из обеих тарелок, мама затевает диалог с ребёнком: «Не пойму, смородиновый что ли? Как думаешь?» После такого подогрева ни один ребёнок не устоит перед любопытством! В качестве «лакомства» может быть всё что угодно: торт, пирожное, коктейль, конфеты… Главное – ваша смекалка, артистизм и желание не экономить время на ребёнке.
Разноцветные каши
Для детишек помладше можно использовать игру другого плана: «Даша (кукла) сказала, что будет кушать розовую кашку. Я буду желтую, а ты – розовую или жёлтую?» Цвет кашки меняется в зависимости от того, какое варенье вы выберете. Ребёнок концентрирует своё внимание на цвете кашки, совершенно забывая о том, хочет ли он её кушать вообще или нет. Кому-то может показаться такой способ накормить ребёнка не совсем честным, однако стоит напомнить, что у ребёнка крайне редко возникает чувство голода, точнее, он его не воспринимает как голод. Именно поэтому порой детей приходится заставлять кушать. Можно в эту игру вставить ваше рассуждение о том, какая каша на ваш взгляд вкуснее. Если мама будет говорить об этом с интересом, малыш обязательно включится в игру, ведь у него остаётся выбор без выбора: о том, что можно кашку не кушать даже не упоминается. И, тем не менее, он сам делает выбор в пользу какого-либо варианта каши.
Кстати, этот способ (выбор без выбора) хорош и для того, чтобы ребёнок оделся. «Солнышко, ты сначала наденешь носочки или маечку?» «Ты сама завяжешь шапку или тебе нужна моя помощь?»
Победители и проигравшие
Если детей в семье несколько, можно периодически устраивать между ними соревнования: «А ну-ка, кто быстрее оденется (заправит кровать, покушает, соберёт игрушки и т. д.)?» Здесь, кроме выполнения задания, дети учатся проигрывать и выигрывать. Маме необходимо поддержать проигравшего (как правило, младшего), объяснить, что это игра, а в игре есть победитель и есть проигравший. «Очень важно уметь не только побеждать, но и проигрывать так, чтобы тебя не считали плаксой (проиграть с улыбкой, согласитесь, заслуживает уважения!) В конце концов, если не сегодня, то завтра, послезавтра ты обязательно выиграешь, а кто-то проиграет. И ты не будешь над ним смеяться, ведь над тобой никто не смеётся, так?» Детишки помладше сразу подхватывают эту тему и рассказывают о том, как они выиграют в следующий раз. А у тех, кто постарше, возникает повод задуматься над тем, умеют ли они проигрывать.
Маленькая хитрость
На волне соревнования можно осуществить маленькую игру-хитрость. Суть её хорошо демонстрирует такой пример: младший упорно отказывается купаться перед сном, мама вместо деспотичного окрика шепчет ему на ухо: «А давай мы Аленку перехитрим, вперёд неё искупаемся. Она, только я скажу идти купаться, скажет, пусть Ваня идёт первый, а мы ей: «А Ваня уже искупался!» Вот она удивится, как это Ваня раньше неё искупался, а она даже не заметила». Этот метод практически безотказный, причём в качестве цели может быть и одевание, и еда, и уборка игрушек, и различные домашние обязанности.
В любом случае, воспитание подразумевает желание проводить много времени с ребёнком, творческий поиск путей разрешения сложных ситуаций и искреннюю жертвенную любовь без попустительства.
Интересная статья. Спасибо, Анна. Почерпнула для себя кое-что новенькое))
Большое спасибо, Татьяна. Я очень хочу, чтобы мой сайт, как и вся моя деятельность, стал очень полезен родителям. А Ваши комментарии — это своеобразные «маячки», по которым я сужу об этой полезности. Спасибо Вам!